Новая энергия развития

Интервью главного инженера ПАО «КМЗ» Андрея Геннадьевича Шалыгина

На этой встрече с главным инженером ПАО «КМЗ» Андреем Геннадьевичем Шалыгиным был затронут очень важный аспект вопросов, задач и проблем, постоянно возникающих и решаемых на заводе.

Вот что, отвечая на вопросы, рассказал главный инженер:

- Начну с хорошей вести – печь вышла из состояния, которое сами доменщики определили, как бурение. Сама же авария произошла в конце апреля. После чего потребовалось почти полтора месяца, чтобы выйти на нормальную работу. В причинах случившегося, прежде всего, организационные моменты, отмеченные в акте расследования инцидента, где определены виновные, где названы мастер, начальник смены, начальник цеха, вообще круг виновных, которые наказаны соответствующим образом. Был проведен тщательный разбор аварии. Сопутствующим фактором явилось отсутствие окатышей на рудном дворе. Это привело к снижению параметров работы печи. С поступлением окатышей надо было восстанавливать прежние параметры, сразу возвращаться к форсированному режиму работы. Конечно, в этих условиях работать было совсем непросто, имея такие режимы. Все эти организационные моменты помешали справиться с задачей и вернуть печь на заданные параметры.

Вообще, ситуация с производством в доменном цехе непростая. Требования, предъявляемые к доменщикам, постоянно ужесточаются. По выпуску нодулярных чугунов изменения шихтовых условий, в числе которых постоянно меняющийся кокс. Он поступает на рудный двор от трех поставщиков в течение нескольких месяцев. Это небольшой, но дополнительный фактор в сторону усложнения работы на доменной печи.

- Не образуется ли связь между двумя этими событиями: аварией ДП № 1 и возможном предстоящем запуске ДП № 3, сроками ее задувки?

- Однозначно, авария на ДП № 1 не повлияла на сроки задувки ДП № 3. Предположительно, задувка ДП № 3 произойдет после остановки ДП № 2 на капитальный ремонт в июле 2024 года. Пока это только предположительно.

- Следующий вопрос об участке разливочных машин. Из чего будет складываться его дальнейшая работа, ремонты?

- Нам надо определить порядок масштабных капитальных ремонтов на трех разливочных машинах. Недавно отремонтировали первую, в перспективе ремонт третьей. Текущие ремонты также будем продолжать выполнять, на крупные привлекать подрядные организации.

- Что можно сказать о перспективе, более широком использовании газоочисток мокрого типа для доменных печей?

- Все они уже построены. Уже готова одна для ДП № 1, которая сейчас работает на газоочистке третьей печи. И вообще у нас каждая доменная печь имеет свою мокрую газоочистку. И все три печи в перспективе будут работать именно на них. Что касается ДП № 2, то мы будем строить и печь, и заново мокрую газоочистку специально для нее. Это дает шанс увеличить на ней параметры форсировки.

- В числе приоритетов также требует своего переоснащения энергокомплекс предприятия. На что тут нужно обратить внимание?

- Капитальный ремонт котлов мы проводим ежегодно. Их у нас пять одного типа и одной конструкции БКЗ-75. И каждый год один выводится в капитальный ремонт. Это зависит от условий эксплуатации, сроков их службы. В машинном отделении два турбогенератора, три турбокомпрессора, электрокомпрессор и электродувка. В этом году проводится ремонт турбокомпрессора № 3, продолжается ремонт турбокомпрессора № 1. Отремонтированы первый и второй турбогенератор. Вообще, касаемо этого оборудования, ситуация сложная. В частности, для первого запчасти уже не выпускаются. Поэтому принято решение с подписанием контракта на закупку нового турбогенератора индийского производства, и через 18 месяцев будет осуществлена поставка.

До этого времени должна быть подготовлена площадка, фундамент, здание, определена проектная организация. Таким образом, мы будем иметь новый турбогенератор и два старых, один из которых в дальнейшем планируется вывести из работы.

Есть также и перспективы развития котельного отделения. Еще в 2000-х годах, когда планировалось строительство двух котлов, подготовили фундамент. Как известно, был построен только один из них. Так вот, на следующий год запланировано строительство котла № 6.

Будет ли он конструктивно идентичен существующим или же будет современный котел, способный работать только на доменном газе без примеси природного, пока неясно. Это все в перспективе на 2024-2025 гг.

- В свете происходящих на заводе перемен возрастает нагрузка и значимость железнодорожного цеха. Здесь ремонт тепловозного парка, путевого хозяйства. Мечтают железнодорожники и о расширении станции Ясная Поляна. Какие тут открываются возможности?

- Конечно, в этом пункте станция Ясная Поляна - не наша зона ответственности, все решения принимает РЖД. Но этот вопрос озвучен, над ним работают в поисках возможности принятия решения и сроков исполнения этого проекта. Надеюсь, что ждать долго не придется, и возможно, два или три года на это потребуется. Если мы будем работать двумя печами на чугуне, а на ДП № 2 после капитального ремонта на ферромарганце, то суммарное ежемесячное производство планируется от 70 до 80 тыс. тонн чугуна, плюс ферромарганец. Станция переработать такой объем груза уже не сможет. Задача существует, вопросы заданы. Дело за принятием решений.

Что касается внутризаводских путей, то тут мы будем развиваться. В первую очередь это коснется станции Сортировочная, постановочные пути на напольном складе, пути на станции Доменная. Будет в том числе расти тепловозный и ковшевой парк. Все в перспективе на 2024-2025 гг.

- Наши коллеги из Саткинского завода ведут на КМЗ строительство нового участка по извлечению ферромарганца из шлака. Это будет, видимо, весомым дополнением, подспорьем к дальнейшему развитию предприятия?

- Да, этот участок строится. Думаю, с учетом поставки оборудования, к весне следующего года он будет построен и введен в эксплуатацию. Это хорошее подспорье, ведь у нас скопилось уже порядка 200 тысяч тонн марганцевого шлака с богатым содержанием ферромарганца. Задача оборудования этой установки – извлекать его с существующей фракцией порядка 0,3-0,5 мм. Объем всего извлекаемого от 3 до 4 % от общего объема шлака. Таким образом, можно подсчитать сколько из 200 тысяч тонн шлака мы можем получить ферромарганца. Это является эффективной и уже опробованной технологией, хорошо зарекомендовавшей себя. Наша задача освоить оборудование, научиться на нем работать и правильно эксплуатировать.

- В одном из номеров «Бизнес журнала» я прочел вашу статью, в которой в числе приоритетных задач, стоящих перед заводом, называлось строительство ДСК. Сейчас оно не осуществляется. Есть какие-то предпосылки к возобновлению работы?

- ДСК планируется возвести на площадке бывшего цементного цеха, где рассчитывается перерабатывать весь объем ферромарганца с ДП № 2. А если на ферромарганце заработает доменная печь № 3, то и с нее. Строительство, если так можно выразиться, поставлено на паузу.

В ближайшем будущем будет принято решение о строительстве. Проект, касаемо строительной части, процентов на 70 уже есть. Строить можно и нужно, оборудование закуплено и хранится на складе. Здесь и козловые краны, и дробилки, и грохота. Сейчас придут два мостовых крана для склада на участке ДСК.

- Если коснуться вопроса, связанного с производством на ДП № 2, здесь ощущается нехватка марганцевой руды, поставляемой из Африки. Печь работает на пониженных параметрах. Что в дальнейшем?

- Печь уже не один месяц работает на пониженных параметрах. Такой же режим определен и на июнь. Надеемся, что с июля ситуация изменится и с поставками, и с обеспечением вагонами. ДП № 2 работает с закрытыми фурмами, со сниженной форсировкой, где производство 130-140 тонн в сутки, что вызывается необходимостью ориентироваться не на производство, а на ежесуточный расход руды, чтобы не уйти в нулевые остатки. Вот так работаем весь июнь, с надеждой в июле выйти на привычное производство и с привычными остатками на рудном дворе.

- Мы достаточно подробно обсудили основной комплекс решаемых на заводе производственных задач. А каковы наши дальнейшие планы?

- Я рассказал обо всем достаточно подробно. Подведу итог. Итак, 2023 год: проведем ремонты энергетического хозяйства, в доменном цехе, помимо отремонтированной доменной печи № 3, построили мокрую газоочистку, сейчас строим аспирационную установку на литейном дворе ДП № 3. Далее, в 2024 году: капитальный ремонт первого разряда ДП № 2, с комплексом, включающим в себя загрузку, литейный двор, газоочистку, систему аспирации, представляющую достаточно масштабный объект с инвестициями порядка 2,5 млрд рублей, строительство двух калугинских воздухонагревателей вместо старых ВТВН. Еще в плане строительство участка по извлечению ферромарганца из шлака, ДСК. Все это запланировано на перспективу, притом не туманную, а реальную, представляет собой масштабную работу.

Я не припомню ранее на заводе такого впечатляющего движения вперед, когда бы мы смогли такими семимильными шагами развиваться. Главное же при таком развитии – это обеспеченность персоналом. А здесь существуют проблемы, требуются дополнительные кадры, их подготовленность. Большая потребность именно в квалифицированном персонале.

А так, в глобальном масштабе мы планируем работать тремя доменными печами в 2025 году. Это ДП № 2 с производством 7 тыс. тонн ферромарганца в месяц, ДП № 1 и ДП № 3 на чугуне. Может быть, в каком-то интервале ДП № 2 и ДП № 3 будут работать на ферромарганце, которого в месяц будет до 18 тыс. тонн. И когда две печи будут работать на чугуне, тогда мы сможем рассчитывать на суточное производство в 2,5 тыс. тонн, в диапазонах 70-80 тыс. тонн в месяц по чугуну. Это все цифры, на которые реально можно выйти с учетом решения всех вопросов по ремонтам и развитию инфраструктуры предприятия.

- Ваши слова сейчас тем более актуальны именно в период, когда наш КМЗ в русле глобальных перемен во всех сферах производства и его жизнедеятельности. Что бы вы хотели добавить к сказанному в этой нашей встрече?

- Коллектив завода, к сожалению, не становится моложе. Средний возраст — 46-47 лет. Желаю, чтобы мы прирастали молодыми кадрами, умными, грамотными специалистами.

Всем работникам Косогорского металлургического завода желаю крепкого здоровья, благополучия в семьях, счастья, удачи.

:
Пресс-центр ПАО "КМЗ"